Рассмотрим задачу подробно, начиная с анализа алгоритма, предложенного учеником, и указывая на ошибки, а затем предложим корректное решение.
Анализ предложенного алгоритма
Ученик написал следующую программу:
var n, k: integer;
begin
read(n);
k := 0;
while n mod 7 = 0 do begin
k := k + n div 7;
n := n div 7;
end;
if n = 1 then
writeln(k)
else
writeln('No');
end.
Ошибки в программе:
- Неверное обновление переменной
k
: В коде k := k + n div 7
, происходит накопление частного вместо увеличения показателя степени. В результате, значение k
не будет соответствовать требуемому показателю степени.
- Проверка условия завершения: После выхода из цикла
while
, необходимо проверить, стало ли n
равным 1, что означает, что исходное число действительно является степенью 7. Это условие частично выполнено в программе.
Корректное решение
Чтобы правильно определить, является ли число N степенью числа 7, нужно:
- Делить число N на 7, пока оно делится без остатка.
- Считать количество таких делений.
- Проверить, стало ли число 1 после всех делений. Если да, то исходное число действительно является степенью 7, и количество делений соответствует показателю степени. Если нет, то число не является степенью 7.
Вот исправленный код:
var
n, k: integer;
begin
read(n);
k := 0;
// Проверяем, можно ли делить число на 7
while (n > 1) and (n mod 7 = 0) do
begin
n := n div 7;
k := k + 1;
end;
// Если после всех делений n стало равно 1, значит, это степень 7
if n = 1 then
writeln(k)
else
writeln('No');
end.
Объяснение исправленного кода:
- Инициализация: Переменная
k
инициализируется нулем.
- Цикл
while
: Выполняется, пока n
больше 1 и делится на 7 без остатка. Внутри цикла:
- Делим
n
на 7.
- Увеличиваем
k
на 1.
- Проверка результата: Если после выхода из цикла
n
стало равно 1, это значит, что исходное число является степенью 7, и k
содержит показатель этой степени. Если n
не равно 1, выводится сообщение 'No'.
Этот алгоритм корректно определяет, является ли данное число степенью числа 7, и выводит соответствующий показатель степени или сообщение о том, что такого числа не существует.